Золотой век столичных торговых центров заканчивается. Главный удар нанес резко ослабевший рубль. По данным компании «Магазин магазинов», на конец 2014-го пустовало около 400тыс.кв.м в торговых центрах.

   Новым торговым центрам – «Авиапарку» и «Гудзону» - пришлось открыться в конце года полупустыми. Ухудшение показателей происходит на фоне рекордного строительства. В прошлом году было введено в строй 14 торговых центров общей площадью 752тыс.кв.м. Это очень много: в пять раз больше, чем в 2013г и в полтора раза больше чем в рекордном 2009г.

   Сейчас рынок ритейла уже движется в зоне «низкого сезона», который начинается в конце марта и заканчивается в конце августа. Уже сейчас у оптовиков и ретейлеров заканчиваются товары, купленные по докризисным ценам.

   Сумма просроченных свыше 90 дней потребительских кредитов, по данным Банка России, в ноябре 2014г. обновила трехлетний максимум.

  Сейчас в кризис возможны три стратегии:

1)    Уйти с рынка.(Сейчас по этому пути идут немногие. В 2014г. российский рынок покинули 11 брендов.

2)    Уход в более дешевые сегменты.

3)    Переждать тяжелые времена, оптимизировав издержки, но в целм следовать общим курсом.

   Один из вариантов сокращения издержек ретейлеров – снижение арендной ставки на торговые площади. В кризис 2008г. вокруг ставок между арендаторами и владельцами торговых центров разгорелась война. Главным обвинением было то, что владельцы торговых центров своими сверх высокими ставками снимают всю прибыль. Именно такой расклад позволяет говорить, что кризис 2008г. владельцы торговых центров прошли за счет ритейлеров. Сейчас расклад другой, ключевых различия два:

1)    Кризис жестче

2)    В 2008г был дефецит качественных торговых площадей. Сейчас такого дефицита нет.

   ТЦ «Европейский», «Москва», «Золотой вавилон», «Пятая Авеню» и «Гудзон» зафиксировали курс доллара и евро на уровне 40р и 50р соответственно.

   В целом сегодняшняя ситуация характеризуется тремя интересными трендами:

1)    Хаос в ценообразовании и слишком большой разлет цен.

2)    Дедоларизация ставок.

3)    Переход от фиксированных ставок к уплате ретейлером процента с Товарооборота. Это стандартная практика для торговых центров США и Западной Европы. У нас по такой схеме работает не более 30% операторов

   Для примера, «Авиапарк» на ходынке, чьи площади позиционировались как дефицитные, открылся в декабре 2014г. заполненным на 35%.(для сравнения три года назад подобные центры открывались заполненными на 90-96%)